Если очень-очень страшно... (Майдан)

24 января 2014. Киев.

Четверг. Солнечное утро. И хоть уснуть удалось уже после трёх, с утра не спится.
События четырёх дней, просмотренные-прочитанные-исписанные так, чтобы не осталось прорех, дыр...
Глаза тех, кого уже нет в живых, лица искалеченных и постоянно висящая угроза...
Гордость, любовь, восторг, и поднимающееся изнутри "с нами так нельзя"...

Мы завтракаем с Димой, ему на работу, а я после небольших дел собираюсь спасти нервную систему, спрятавшись на три часа в художественную студию. Потому что вымотавшаяся психика уже не находит опоры. Ум возбуждён, воспалён, тело слегка выкручивает и ломит. В груди подавленность и тревога.

Таксисты со вчерашнего дня попадаются понимающие и разделяющие. К тому же, они мужчины. С ними легче.
И вот уже в машине, путано объясняю дом, поворот, и всё такое... мы шутим и хорошо ладим, каждый старается быть уважительным и понятным... и вот уже товарищи по духу, и почти приехала...

И вдруг понимаю, что живопись не спасёт. Нужно что-то другое.

Ярко светит солнце, подбадривая и вдохновляя...
"Вы можете отвезти меня на Крещатик?"

Многие водители центр объезжают, но к Бессарабке меня спокойно доставят. Проговорив всю дорогу на злободневную тему, водитель заботливо высаживает, и я ступаю на неизвестную землю, опылённую зловещим газом.

Решаю успокоиться, попить чаю в "Украинських стравах", усаживаюсь за стол и наблюдаю. Страх не покидает. Вокруг не очень много людей, рядом девушки, пары... Они не знают или не боятся? Или не показывают, скрывают? Веселья особо не слышно, но и трауром как-то не пахнет.

Допиваю, и решаю сразу дойти до КМДА, моё желание последних дней - помочь лекарствами и деньгами.

Сразу откладываю в карман несколько крупных купюр - обстановку впереди не знаю.

Первые шаги по Крещатику - всё обычно. Кружева деревьев в снегу, такие родные скамейки, ларьки и аллеи. После чёрных небес, как я рада увидеть вас!!! У меня слезятся глаза... Как же я хочу, чтобы снова всё было счастливо, красиво и волшебно! Как во все снегопады на этом Крещатике... Это мой город, моя улица. Я вас очень люблю.

Приближаюсь к ЦУМу. Я не знаю что здесь, чего ждать... Чувствую себя напряжённо, неловко.

Неожиданно перед глазами вырастает баррикада. Огромная!!! Перегораживает весь Крещатик! Смотрю в лица проходящих здесь. Они смотрят в моё. Не знаю, что видят там. Я ещё довольно напугана.

Просачиваюсь через проход, вместе с машиной "доставка воды", и оказываюсь... в другом месте.

Знакомый Крещатик здесь стал таким уютным... Простор перегородили огромные палатки-дома, создав в центре его свою улицу, длину сократили стены-баррикады, закрыв от угроз снаружи, не торопясь идут по нему спокойно люди... постоянно идут.

Я сразу же спрашиваю, у первой женщины: ну как вам здесь? Она в ответ - ну, волнительно это всё. Но страха не выдаёт. Держится очень собранно. Я отмечаю, что надо поучиться у неё.

Иду дальше.

Палатки, сооружения... палатки, надписи, флаги... всё пространство застроено... - новый мир, я его только сейчас открываю: вот ты какой, Январский Киев. В декабре здесь этого ещё не было.

Снова удивляюсь мощи баррикады, перекрывающей Проризную, с узким пешеходным проходом. Возле него бочка с огнём, несколько мужчин греются.

Людей прогуливается и идёт куда-то довольно много. Многие фотографируют, снимают видео. Я тоже вспоминаю про телефон, и решаю заснять реальность для таких же, как я: которые боятся и до истерики сидят в фейсбуке.

Солнце заливает вершины зданий, напоминая о том что мир ещё стоит. Он не рухнул. Ещё в волнении, но влекомая огромной жаждой "увидеть и пощупать", двигаюсь дальше.

Перед самим Майданом опять баррикада. Узкий проход, возле него большие мужчины, на столе прозрачный ящик для сбора денег. Опускаю первую купюру. Слышу "Большое вам спасибо!" и оторопеваю: за что? Это мои слёзы по тем, кому помочь не успела... Не благодарите меня за слёзы.

Спрашиваю одного из них:
- в Доме Профсоюзов ещё есть медпункт? - я хочу помочь им.
- Вы так похожи на француженку...!
- Спасибо, там ещё есть медпункт, и можно пройти туда?
- У меня есть знакомая, такая маленькая француженка - вы очень похожи на неё...
- ...
(Не до комплиментов)
- Да - смотрите: вот это здание Дома профсоюзов, вон там вход, вам надо обойти...
Киваю головой с улыбкой, не объясняя, что это и мой родной город...
- Только на Грушевского не ходите!
- Я сегодня без каски, - смеюсь.
- Я могу дать свою!
- Не сегодня! - машу весело рукой и продвигаюсь дальше.

Нельзя сказать, что спокойна - ощущение драйва не оставляет, но диалог этот подбодрил явно. Отгоняю мысль позвонить Диме - он станет волноваться. А я знаю, что делаю.

Майдан, очень много людей, Яценюк рассказывает последние события и даёт им оценку. Я всё знаю. Новостей не осталось.

Снова баррикады - в конце Майдана, и перед Европейской. И снова поток людей. В обе стороны. Перед последней слегка останавливаюсь - думала дойти только до этой. Но тянет дальше, и понимаю что можно.

И вот с Европейской картина меняется. Снег становится серым, а дальше совсем уже чёрным. Текут ручьи, люди долбят лопатами лёд, засыпают в мешки, и относят на баррикаду. Она представляет собой свалку-неизвестно-чего - видно, что строилась быстро и из чего попалось. Это настоящая боевая баррикада. Идущих людей также много, и я подхожу с другими ко входу в библиотеку. Мужчина на ступенях объясняет женщинам с большими кульками: "сейчас у нас больных нет, а медперсоналу есть что кушать - несите всё в КМДА, там распределят куда надо." И добавляет: сегодня никто не стреляет, я здесь с семи утра - всё абсолютно спокойно." Они спрашивали, можно ли пройти за баррикаду.

Я решаю однозначно, что на сегодня хватит, и возвращаюсь обратно. У одного из проходов снова сбор денег, опускаю купюру, и слышу опять чуть ли не восторженно "большое спасибо!" Хочется всплакнуть, и я говорю только "это вам здесь спасибо!", думая про себя очень много, и то что лишь возвращаю долг...

Наконец и КМДА, куда захожу на обратном пути. У входа - снова прозрачный ящик, и опять эта благодарность. Я смущена... "Это вы!! - мы лишь вот это можем." Парню приятно, он улыбается.

Что я здесь хочу найти... Ах да, медпункт (Дом Профсоюзов как-то прошла мимо). Поднимаюсь на второй этаж.

Вот здесь царит что-то особенное. Нет улыбок, прогулок. Здесь сидят очень серьёзные люди. Похоже, они очень устали. Возможно, многие из них...
И они сидят здесь сейчас. На рядами выстроенных стульях.
Они все очень похожи, по своему состоянию внутри.
Здесь висит непонимание - что же завтра.

Нахожу столы, заваленные медикаментами: "нам не нужны, а пожертвовать можете в президиуме".

Прохожу вглубь зала, не заглядывая в лица: не по себе сейчас. Опускаю в урну, никто не благодарит. Это нормально. Каждый здесь отдаёт то, что хочет. И они отдали довольно много - своих друзей быть может, - и вправе рассчитывать и на наш вклад.

На улице вижу опять паренька, и останавливаюсь неподалёку. Наворачиваются слёзы, мне уже хочется обнять кого-то, чтобы высказать свою благодарность.
Но не готова. Не в этот раз.

Я покидаю последнюю баррикаду, наконец-то переживая чувство, что сегодня я всё что могла, сделала. Для себя прежде всего. Дома погружаюсь в работу, а когда заканчиваю, отмечаю - что весь вечер абсолютно спокойна. Снова мониторю новости, всё вижу. Но что-то устойчивое поселилось внутри. Тело и душа заполнились миром. А тело стало ещё и каким-то плотным.

Мира тебе, мой город. Да хранит небо твои сны.