Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка

(Сказкотерапия и карты таро 1000 жизней)

Сегодня мы продолжим наши сказкотерапевтические тренинги, проводимые в небольших психотерапевтических группах или просто - индивидуально, с помощью карт таро 1000 жизней.

На этот раз мы будем черпать мудрость из известной русской народной сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Мы с вами немного сместим, поменяем акценты - как это и подобает делать всем творческим сказкотерапевтам. А именно: главным героем нашей психотерапевтически осмысленной сказки будет не - Сестрица Алёнушка (как обычно принято), а «второстепенный персонаж сказки», её брат, братец Иванушка.

На мой взгляд, Иванушка, претерпевший в ходе данного сказочного сюжета, памятного всем нам, такие сложные метаморфозы, заслуживает отдельной сказкотерапевтической сессии.

Итак, напомню кратко содержание сказки до того места, которое нас интересует в первую очередь.

Жили-были сестрица Алёнушка и Братец Иванушка. Померли у них в одночасье родители и остались Алёнушка с Иванушкой - круглыми сиротами. Погоревали-погоревали, да жить как-то надо. Пошла Алёнушка на работу, а братца с собой взяла. Идут они полем, в поле жарко, Иванушка пить хочет. Увидал он коровье копытце, водой наполненное и говорит Алёнушке: «Дай я воды напьюсь!»

“Не пей из коровьего копытца”, говорит Алёнушка, “а то телёночком станешь”.

Послушался Иванушка сестрицу и не стал пить из коровьего копыта.

Идут они дальше, в поле жарко, Иванушке пить хочется. Увидал он лошадиное копытце и говорит Алёнушке: «Дай мне водицы напиться из копытца»

“Не пей из лошадиного копытца, Иванушка, а то жеребёночком станешь”, говорит ему Алёнушка. Послушался братец сестрицу и не стал пить из лошадиного копытца.

И вот опять Иванушке пить хочется, и видит он на дорожке в поле - козье копытце, а в нём стоит водица.

«Не пей из козьего копытца, Иванушка, а то козлёночком станешь!», говорит Алёнушка братцу.

Но не послушался тут братец Иванушка, испил из козьего копытца и обернулся - козлёночком. Взбоднул рожками и побежал вслед за сестрицей, грустный и виноватый...

***

Много пережили затем и Алёнушка в своем обычном облике, и Иванушка, в своём - зверином, даже смерть пережили (и затем вновь воскресли!) и в конце сказки Иванушка превратился-таки снова в человека. (Но уже на другом уровне - хочется добавить от себя.

Итак, приступаем к сказкотерапевтическому разбору сказки.



Разбор сказки



Глядя на лошадиные морды и лица людей,

на безбрежный живой поток, поднятый

моей волей и мчащийся в никуда по багровой

закатной степи, я часто думаю:

где Я в этом потоке?

Чингиз-хан

Когда-то Хорхе Луис Борхес сказал, что все сюжеты, существующие в литературе и искусстве, и придуманные за тысячи лет человечеством, можно свести к двум основным сюжетам:

Первый сюжет: «Мужчина и Женщина».

Второй Сюжет: «Мужчина и его Путь».

До эры феминизма считалось, что женщине жить - проще. Потому что её задача (задача её Пути) сводилась к обретению ею своего Мужчины или, другими словами, обретении-себя-в-Мужчине. (Что сделать тоже не так-то просто, к чему нужно также приложить и ум, и труд, и своё сердце)...

Собственно, к этому и сводился её Путь - Путь Женщины.

Путь же мужчины был намного более непредсказуемым, непросчитываемым и оттого - более загадочным и опасным.

Каков Путь Мужчины? На этот вопрос готовых ответов - нет, точнее их даёт вся мировая литература и искусство, но ответы эти- сбивчивые, противоречивые, задачу не облегчают, а, порой, только ещё больше запутывают и запугивают.

Вот, например...

Все знают, чем закончился путь Льва Толстого (не самого глупого, бедного и ничтожного человека в России). Церковь объявила Толстого «ересиархом», отлучила от своего лона и до сих пор проклинает в своих ритуальных чтениях... Вам всё равно? А себе бы вы хотели такой участи?

Также, все знают, чем закончился путь Герострата - его «подвиг» даже вошёл в поговорку. Геростратова слава - означает, “прославить” себя чем-то подобным тому, чем “прославил” себя когда-то древний грек Герострат - сжечь храм Артемиды в Эфесе... Но прежде чем смеяться над Геростратом, ответьте себе на вопрос: А вы бы смогли сжечь “храм Артемиды”? Просто физически, интеллектуально и морально, смогли бы осуществить такое мероприятие? По размышлении, понимаешь, что даже традиционно презираемый Герострат был не самым тупым человеком в Греции, и возможно, был значительнее нас с вами... И смеяться уже ни над кем не хочется. Вот - и первый урок нашей сказки.

Как говорил философ Спиноза (повторю мои любимые слова, ставшие современным кредо психотерапии):

«Не смеяться, не плакать, не проклинать - понимать!»

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» мы видим метафорическую реализацию второго борхесовского сюжета: «Мужчина и его путь». Давайте же разберёмся с метафорами этой притчи, выстроенной на мощных, (почти всех -ветхозаветных), “архетипах” или культурных символах.

Сказка начинается с того, что родители Иванушки и Алёнушки - умерли. Если воспринимать этот зачин опять же - метафорически, то получается картина знакомая всем. Все мы в какой-то момент - вырастаем и бываем вынуждены «оторваться» от родителей. Эмоционально. Фактически (начать жить отдельно, возможно, даже переехав в другой город). Финансово. Психологически (осознать: какие твои «убеждения» являются родительскими интроектами и провести ревизию этих интроектов на предмет их общей адекватности и их пользы - лично для себя).

Как мы видим из сказки, у Алёнушки период взросления проходит - легко. Это и понятно, будучи Женщиной, Алёнушка живёт-проживает первый борхесовский сюжет «Мужчина и Женщина». Сегодня - она заботится о брате (не раздумывая взяв на себя архетипическую роль Матери). А больше никаких забот и вопросов к жизни у неё нет.

Завтра же, она выйдет уже как Взрослая в социум (пойдёт «через поле на работу»), социум её закружит-завертит, и после преодоления многих мытарств, препятствий и сказочных перипетий, Алёнушка встретит-таки Своего Мужчину, перестав, наконец, заботиться о брате, «играть в куклы».

Не то - Иванушка...

Его взросление (как взросление любого Мужчины) проходит гораздо тяжелее. Оно продразделяется на четыре метафорических этапа.

А если говорить точнее, то на пути к последнему, четвёртому (и искомому) этапу своих метаморфоз, Иванушку подстерегают целых ТРИ Искушения.



Инициация? Или самоактуализация?



Четвёртый (главный и искомый) пункт прибытия иванушкиного Пути: инициация

Инициация [лат. initiāre - начинать; initiātio - совершение таинств] - смена социального статуса индивида, когда происходит его включение в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, функций или полномочий.

Инициация - обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой: посвящение в рыцари в средневековье, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком же значении, инициация - это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.

А теперь давайте выражаться языком гуманистической психотерапии. Да, с точки зрения всей нашей мировой культуры (а не только культуры первобытных обществ!), цель незрелого индивидуума (только что оторвавшегося от родителей) и называющегося «человеком» пока что только - авансом, пройти свой Путь и суметь стать - Человеком, Зрелой Личностью. Или - самоактуализироваться. Помощь же в самоактуализации - это вообще цель любой современной психотерапии.

Итак, цели у брата и сестры - разные.

Цель Алёнушки - пройти свой Путь и найти своего Мужчину.

Цель Иванушки - пройти Свой Путь и стать Человеком, пройти инициацию, стать полноправным членом Общества.

***

Какие же ТРИ Искушения подстерегают Иванушку на этом нелёгком и невнятном пути?

Дорога через поле... Метафорическая (я бы сказала - метафизическая) дорога из уже оставленного навсегда родительского Дома - в ещё незнакомый и, конечно, враждебный Социум.

Для контраста с Высшей Целью - «стать Человеком», метафора сказки предлагает Иванушке - три звериных облика. Пародия на Чаши Причастия - копытца, углубления в земле, наполненные застоявшейся дождевой водой.

Коровье раздвоенное копыто. Лошадиное копытце - круглое как озерцо. Козье копытце - еле различишь в траве. Не случайно в сказке они располагаются именно в данной последовательности. Именно в такой последовательности человек на пути к своему Триумфу, встречает эти опасности.



Телец. Скотобойня.



Сравните три «копытца» (представьте себе их в своём воображении). След коровы, отпечатанный в чернозёме... След лошади. След козы. От самого большого (больше юношей напьются в первую очередь и больше - погибнут, сильно проредив мужские ряды), до самого маленького - козьего.

Самое первое Искушение, которое подстерегает Иванушку на пути к Человеку, это искушение превратиться в «Тельца» или “быка”... Телец - древний, ветхозаветный символ. Телец - жертвенное животное иудеев, подаривших нам Библию и её символы, которыми мы оперируем вот уже несколько тысяч лет почти бессознательно.

Символ не одухотворённой плоти, приносимой на заклание, на алтарь. «И закололи упитанного тельца».

Стать телёнком, а затем - быком - это практически означает: погибнуть сразу, не дожив до «ума». Алёнушка предупреждает об этом, и Иванушка - соглашается с опасностью такого выбора. Он не хочет умирать молодым. Не хочет попадать на бойню. Под нож мясника. Становиться «пушечным мясом»... Погибнуть в “разборке”... Характер Иванушки таков, что перспектива «быкования» его не прельщает, и поэтому он легко преодолевает своё Первое искушение.

Наверное самые лучшие строчки, посвящённые описанию участи быка, можно найти в первом романе Пелевина «Чапаев и Пустота». Почитайте и увидьте, от какого искушения смог отказаться Иванушка на радость всем нам. Пелевин описывает некий метафизический «вневременной и внепространственный мир», похожий на то самое поле, по которому шли Алёнушка и Иванушка. Только вместо “копытец” - сказки, по пелевинскому полю разбросаны одинокие точки странных костров, около которых ютятся странные люди...

«Возле костра сидели два человека. Они были мокрыми, полуголыми и походили на римлян - единственной их одеждой были короткие простыни, обёрнутые вокруг тел. Оба были вооружены - один наганом, а второй двустволкой. И оба были покрыты отвратительными и обильными воронками огнестрельных ран. Увидев барона, они повалились на землю и буквально затряслись от нестерпимого, физически ощутимого ужаса.

- Кто такие? - низким голосом спросил барон.

- Серёжи Монголоида бойцы, - сказал один из них, не разгибаясь.

- Как сюда попали? - спросил барон.

- Нас по ошибке завалили, командир.

- Я вам не командир, - сказал барон. - А по ошибке никого не валят.

- В натуре, по ошибке, - жалобно сказал второй. - В сауне. Думали, что там Монголоид договор подписывает.

- Какой договор? - спросил Юнгерн, недоуменно поднимая брови.

- Да нам кредит надо было отдавать. И, значит, приезжают два быка …

- кредит? - перебил барон. Понятно.

Нагнувшись, он дунул на пламя, и оно сразу же уменьшилось в несколько раз, превратившись из ревущего жаркого факела в невысокий, в несколько сантиметров, язычок. Эффект, который это оказало на двоих полуголых мужчин, был поразителен - они сделались совершенно неподвижными, и на их спинах мгновенно выступил иней.

- Бойцы, а? - сказал барон. - Каково? Кто теперь только не попадает в Валгаллу. Сережа Монголоид… А всё это идиотское правило насчет меча в руке.

- Что с ними случилось? - спросил я.

- Что положено, - сказал барон. - Не знаю. Но можно посмотреть.

Он еще раз дунул на еле заметный голубоватый огонек, и пламя вспыхнуло с прежней силой. Барон несколько секунд пристально глядел в него, сощурив глаза.

- Похоже, будут быками на мясокомбинате. Сейчас такое послабление часто бывает. Отчасти из-за бесконечного милосердия Будды, отчасти из-за того, что в России постоянно не хватает мяса.

Меня поразил костер, который я только сейчас разглядел в подробностях. На самом деле его нельзя было называть костром. В огне не было ни дров, ни веток - он возникал из оплавленного отверстия в земле, по форме похожего на ровную пятиконечную звезду с узкими лучами.

- Скажите, барон, а почему этот огонь горит над пентаграммой?

- Как почему, - сказал барон. - Это ведь вечный огонь милосердия Будды».



Конь. Пахота.



А вот и второе искушение Иванушки.

Это тоже очень сложная и древняя метафора.

Когда-то Авраам Линкольн гневно сказал про рабовладельцев Юга, с которыми воевал его свободный Север: “ С их точки зрения (точки зрения рабовладельцев) СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ, ДВИГАЮЩАЯ МЕЛЬНИЧНОЕ КОЛЕСО, это прекрасная иллюстрация того, каким должен быть рабочий”.

Откуда же взял Линкольн эту метафору? Ну, во-первых, из жизни. Раньше, когда лошадь старилась и слепла, её продолжали использовать в хозяйстве - привязывали к мельничному кругу и заставляли так ходить - пока не падёт. Если лошадь была не слепа, то ей просто завязывали глаза (ослепляя таким образом - искусственно), потому что зрячая лошадь не стала бы ходить по одному и тому же кругу, а обязательно бы взбрыкнула...

А во-вторых, Линкольн имел в виду легенду (опять же взятую из Библии) о силаче Самсоне.



Самсон



Силач Самсон имел длинные волосы, как все мужчины-назореи его племени, и в этих волосах скрывалась его сила. Его враги филистимляне (ударение на третий слог с начала) узнали, что Самсон ходит в дом к красавице Далиле и подговорили её выпытать у любовника секрет его силы. Размягчённый от ласк Самсон проговорился Далиле о своих волосах, филистимляне остригли его во сне и пленили, выставив на потеху в своём городе.

Но им этого было мало - чтобы унижение Самсона было полным, они - ослепили его и, привязав к мельничному колесу вместо рабочей лошади, заставили ходить по кругу, выполняя труд даже не раба, но скота...

Когда волосы Самсона вновь отрасли, к нему вернулась его сила и он сумел отомстить врагам, правда, это уже совсем другая история...

***

Если превращённый в “быка” - погибает сразу, то превращённый в “слепого коня” - погибает медленно, надрываясь на рабской работе, пленённый, обманутый и стреноженный.

Знакома ли вам эта участь?

Заметьте, если превращение в быка может состояться сразу же в юности, при знакомстве с “нехорошей мужской компанией”, то превращение в рабочую скотину-лошадь идёт через женщину - Далилу, пленяющую силача и лишающую его силы и может состояться чуть позже, при прощании с юностью и переходе в зрелость...

Но и этой участи избежал Иванушка. Он избежал долгов, кредитов, ипотек, рабского труда в ненавистном офисе, избежал всего того, что ждёт и во что превращает сильного и красивого мужчину знакомство с вероломной Женщиной, видящей в нём только рабочую слепую скотину для вращения каменных жерновов...



Козлище. Козёл отпущения



Перед нами третий культурный архетип “скотского облика”, и опять он - библейский.

Отделить агнцев от козлищ - отделить хорошее от плохого.

Козёл отпущения - интересная “личность”. В один торжественный день на это животное возлагались символически все грехи людей общины, а затем (после церемонии) козла торжественно препровождали в пустыню, где и оставляли в покое...

***

И вот этому искушению Иванушка поддался с видимым удовольствием.

***

Для того, чтобы понять мотивы иванушкиного поведения, дадим слово воображаемому персонажу нашей сказкотерапии, назвав его “Недоброжелательный Обыватель” (Это тот, кто в чужом глазу видит соринку, а в своём бревна не замечает и вообще, любит посплетничать).

Итак, Недоброжелательный Обыватель:

“Всё понятно! Иванушка обнаружил следующие качества характера: во-первых, он - трусоват. По своей природе он - не альфа-самец, поэтому перспектива стать “крутым пацаном” (тельцом) его не прельщает, и он тут же трусливо прячется за алёнушкину юбку.

Во-вторых, Иванушка - одновременно и ленив, и дохловат - и для “побед на любовном фронте” и для “побед на фронте трудовом”... Работать “как конь” во имя какой-то женщины-Далилы - да боже упаси! Ему не нужны ни женщины, ни работа.

Кто же тогда после этого Иванушка? Да ясно кто - козёл! Вот поэтому в козлёночка он и превратился с явным облегчением для себя!”

***

Теперь, после того, как мы выслушали мнение “психолога”-обывателя, давайте выслушаем мнение нормального психолога, нашего второго воображаемого участника сказкотерапии - Психотерапевта Гуманистического Направления.



Психотерапевт-гуманист:



“Как мы помним, социализация у мужчины проходит трудно и болезненно. Вообще, взросление, эмоциональный отрыв от родителей каждому из нас даётся - не легко. А мужчине труднее вдвойне, потому что согласно “культурным кодам”, он “не должен показывать слабость”...

Перед Иванушкой лежали три фальшивых способа социализации.

Первый способ, который подстерегает мальчишку в дворовой компании или “на районе”, в ранней юности, Иванушка отверг с ходу.

Фальшивость этого способа - очевидна, он, не скрывая, сулит выбравшему этот способ - раннюю насильственную смерть.

Самоактуализироваться - не успеешь.

Второй способ социализации: уступить чарам коварной женщины и согласиться на пожизненный рабский труд “в стане врага” подстерегает юношу, когда он перестаёт быть юношей и становится мужчиной.

Фальшивость этого способа “стать нужным обществу членом общества” - так же очевидна.

Самоактуализироваться - будет некогда.

Третий фальшивый способ социализации - это самый интересный способ.

Его можно описать так: “Да называйте меня как вам угодно, только оставьте меня в покое!”

Общество постоянно требует от человека существенных жертв. Это рано или поздно понимают все. Оно требует от нас то принести в жертву - своё здоровье, то жизнь, то время, то убеждения, то любимых...

А когда человек не соглашается ни на одну из этих жертв - общество самовольно отбирает у него свою последнюю жертву - Хорошую Репутацию и изгоняет из себя прочь, в пустыню, где и оставляет в покое.

Казалось бы, что плохого в таком способе наконец стать хоть кем-то?

Если тебя (как философа) не пугает перспектива того, что многие будут считать тебя “козлом” и не будут приглашать на свои “пати”, то твоё существование можно назвать - прекрасным.

Ты сохранишь себе жизнь, и у тебя будет много свободного времени...

***

Вот здесь-то и кроется - разгадка фальшивости этого заманчивого предложения.

Стать Человеком можно только тогда, когда ты примирился с людьми и научился с ними общаться. А для этого необходимо покинуть “пустыню” и вернуться в социум. Как говорит религия, чтобы: “послужить людям”...

Но уже в качестве Человека, а не в качестве слепой лошади...

***

Итак, наша сказкотерапия - завершена, и мы приступаем к практической части тренинга - работе с картами 1000 жизней.
_________________________________________________
Елена Назаренко
практикующий консультант по личным и семейным вопросам
соавтор уникальной системы по раскрытию творческих способностей и личностному росту "Таро 1000 жизней" (универсальный психологический конструктор)

(с) www.live-and-learn.ru - интернет журнал "Мастерская Успеха" - психология успеха на каждый день